|
neuroproject.ru Форум сайта компании НейроПроект
|
| Предыдущая тема :: Следующая тема |
| Автор |
Сообщение |
Bazarov Новый посетитель

Зарегистрирован: 02 Дек 2005 Сообщения: 3
|
Добавлено: Чт Дек 08, 2005 1:09 pm Заголовок сообщения: Re: Гермионные сети |
|
|
Есть некоторые моменты, не позволяющие мне считать нейросетевой подход исчерпывающим решением всех проблем управления, а хотелось бы чего-то большего, универсального что-ли. Сейчас немного поясню.
Всякая теория рождается не просто так, а с какой-то конкретной целевой поста-новкой задачи, например, объяснить что-либо, или позволить что-либо создать. При этом наблюдаются нижеприведённые закономерности.
1. Как правило, истинность какой-либо новой концепции обратно пропорцио-нальна сложности составляющих её положений, понятий и используемых терминоло-гических единиц.
2. Правильная теория обязательно парадоксальна, если рассматривать её базис-ный постулат в рамах предшествующих представлений об объекте исследований.
3. Если на протяжении длительного периода времени концепция не предлагает решения целевой постановки задачи, то следует усомниться в целесообразности следо-вания этой концепции.
Таким образом. Мы имеем на сегодня. Хорошо проработанную идею перцеп-трона, предложенную Розенблаттом в 1953 году, которая так и не привела нас к уни-версальному техническому решению для построения надёжных систем гомеостатиче-ского регулирования. Это была задача минимум. А про задачу максимум нам и так всё ясно, это искусственное моделирование механизмов мышления. Обе этих цели не дос-тигнуты до сих пор, а так же не понятны даже пути, по которым следует далее двигать-ся к этой цели, придерживаясь идеи развития нейроалгоритмов.
Из всего этого видно, что следует искать иное решение, которое комплексно ох-ватывает всю проблему, а не моделирует покомпонентно элементы искусственного ин-теллекта. Японцы вон довольно неплохо справляются с этой задачей и по отдельности каждый компонент искусственного интеллекта у них реализован, а когда собирают всё это вместе, получается тамагочи. _________________ Молодость, это такой недостаток, который быстро проходит. Не судите меня строго... |
|
| Вернуться к началу |
|
 |
Oleg Agapkin Администратор


Зарегистрирован: 10 Июн 2005 Сообщения: 112 Откуда: Москва
|
Добавлено: Чт Дек 08, 2005 5:22 pm Заголовок сообщения: |
|
|
| Цитата: | | Есть некоторые моменты, не позволяющие мне считать нейросетевой подход исчерпывающим решением всех проблем управления |
Но ведь и претензий таких нет. НС не есть панацея от всех бед и не универсальный инструмент, решающий абсолютно любые задачи.
| Цитата: | 1. Как правило, истинность какой-либо новой концепции обратно пропорцио-нальна сложности составляющих её положений, понятий и используемых терминоло-гических единиц.
|
Я с таким предположением решительно не согласен. Оно просто неверно.
| Цитата: |
Таким образом. Мы имеем на сегодня. Хорошо проработанную идею перцеп-трона, предложенную Розенблаттом в 1953 году, которая так и не привела нас к уни-версальному техническому решению для построения надёжных систем гомеостатиче-ского регулирования. Это была задача минимум.
|
Что значит была задача минимум? Перед кем такая задача стояла? Изначально все вообще больше к распознаванию сводилось. Я не могу утверждать, но у меня есть уверенность, что Розенблатт и другие ученые того времени совсем не думали про построение надёжных систем гомеостатического регулирования. И уж тем более не ставили перед собой никаких задач минимум на эту тему.
А по поводу того, что в результате работ в области нейроматематики не удалось создать универсальные системы управления, хотелось бы сказать следующее.
1)Накоплен большой опыт в создании таких систем в том числе с использованием НС, ГА и нечеткой логики. Может быть до абсолютной надежности таких систем еще далеко, но такие исследования серьезно обогатили и расширили теорию автоматического управления. Это факт. И прогресс у этом направлении продолжается.
2)Люди научились решать с помощью сетей (и, зачастую, очень даже успешно) огромнейшее количество других проблем. Больших и маленьких, сложных и не очень, из самых разных областей. И это тоже факт.
| Цитата: | | А про задачу максимум нам и так всё ясно, это искусственное моделирование механизмов мышления. |
На мой взгляд, среди людей, занимающихся НС профессионально, нет иллюзий о том насколько далеко (пока, по крайней мере) теории НС от моделирования процессов мышления находятся в данное время. Нет также и понимания того что такое мышление вообще.
| Цитата: | а так же не понятны даже пути, по которым следует далее двигать-ся к этой цели, придерживаясь идеи развития нейроалгоритмов.
|
А придерживаясь других идей? Много пока что не понятно. Процесс научного прогресса чаще всего даже не "революционные" и парадоксальные рывки вперед, а постепенные, кропотливые наработки большого количества народа. Что собственно, сейчас и происходит |
|
| Вернуться к началу |
|
 |
Eugeen Эксперт

Зарегистрирован: 15 Ноя 2005 Сообщения: 66 Откуда: Москва
|
Добавлено: Чт Дек 08, 2005 6:26 pm Заголовок сообщения: Re: Гермионные сети |
|
|
Меня профессионально интересует решение проблем управления. Я внедряю АСУ ТП в энергетике. На сегодняшний день алгоритмы управления там - прошлый (а правильнее позапрошлый век на уровне братьев Черепановых и Ползунова) ничего кроме ПИД не применяется, наладка алгоритмов на объекте управления - "на глазок", никакой серьезной науки. Отсюда и качество АСУ ТП.
Какую альтернативу НС Вы можете предложить мне для повышения качества управления? _________________ Мелочи не играют решающей роли. Они решают все.
"Жизнь среди акул", Х. Маккей. |
|
| Вернуться к началу |
|
 |
Mike Новый посетитель

Зарегистрирован: 08 Дек 2005 Сообщения: 5 Откуда: СПб
|
Добавлено: Чт Дек 08, 2005 8:41 pm Заголовок сообщения: |
|
|
НС - не панацея и область применения для управления реальными объектами очень узка
Моделирование иногда - да, распознавание образов (ряд приложений) - безусловно. А вот управление технологическими процессами и подвижными объектами - НС тут не инструмент - ИМХО
Управление ЛА с помощью НС - безусловно тем более очень неудачная затея.
>На мой взгляд, среди людей, занимающихся НС профессионально, >нет иллюзий о том насколько далеко (пока, по крайней мере) теории >НС от моделирования процессов мышления
Не у всех, вспомнить хотя бы Хьюго Дегариса. Но такие люди заблуждаются |
|
| Вернуться к началу |
|
 |
Oleg Agapkin Администратор


Зарегистрирован: 10 Июн 2005 Сообщения: 112 Откуда: Москва
|
Добавлено: Чт Дек 08, 2005 9:05 pm Заголовок сообщения: |
|
|
| Цитата: | Управление ЛА с помощью НС - безусловно тем более очень неудачная затея.
|
У меня нет такой уверенности. Безусловно, человек это делает намного лучше, но, по крайней мере, на уровне автопилота НС уже сейчас могут работать прекрасно.
Более того примеров-то много. У NASA есть опытные образцы беспилотных ЛА, управляемых НС. И ничего, летают же!
Если отслеживать статьи по темам, близким к этой (ну, пусть, не только управление ЛА, но и идентификация двигателей, диагностика, экспертные системы) видно, что работ по этим темам становится с каждым годом все больше. Они выполнены на очень высоком профессиональном уровне. И самое интересное, что все большее количество этих работ идет от коллективов, близких к NASA, Airbus, Боингу, МакДоннел-Дуглас .... Очевидно, что интерес этих корпораций к такого рода технологиям постоянно возрастает. Безусловно, не просто так. |
|
| Вернуться к началу |
|
 |
Eugeen Эксперт

Зарегистрирован: 15 Ноя 2005 Сообщения: 66 Откуда: Москва
|
Добавлено: Чт Дек 08, 2005 9:42 pm Заголовок сообщения: |
|
|
| Mike писал(а): | НС - не панацея и область применения для управления реальными объектами очень узка
Моделирование иногда - да, распознавание образов (ряд приложений) - безусловно. А вот управление технологическими процессами и подвижными объектами - НС тут не инструмент - ИМХО |
Опыт работы по наладке АСУ ТП на электростанциях показывает, что сами регуляторы (ПИД, ПИ) довольно примитивны. Их хотелось бы "подучить" делать чуть больше, чем можно согласно теории. Например учитывать люфты в механизмах управления, постепенное старение самого энергооборудования. Похоже, это вполне под силу НС с их способностью к обучению и обобщению. На сегодня это было бы уже технической революцией в энергетике ( и большой помощью Ржавому Толику). А летательные аппараты пока подождут. Надо решать проблемы, где "зарыто" 99%. Решение проблемы на 50% уже дает двухкратный эффект!
Возможность распознания скрытых дефектов тоже под силу НС. Данных, которые регистрирует современная АСУ ТП, с лихвой хватит на обучение огромного числа специализированных НС. _________________ Мелочи не играют решающей роли. Они решают все.
"Жизнь среди акул", Х. Маккей. |
|
| Вернуться к началу |
|
 |
Oleg Agapkin Администратор


Зарегистрирован: 10 Июн 2005 Сообщения: 112 Откуда: Москва
|
Добавлено: Пт Дек 09, 2005 6:09 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Позволю себе процитировать авторитетнейших специалистов (авторы член.корр.РАН, профессора, д.ф.м.н.) из ГосНИИАС (Васильев С.Н., Жерлов А.К., Федосов Е.А., Федунов Б.Е. Интеллектуальное управление динамическими системами)
Ниже приведена структура системы управления ЛА и фрагмент статьи.
III. Высший уровень управления. Семиотические S-системы. На этом уровне осуществляется формирование текущей цели функционирования СУ в процессе полета ЛА.
II. Средний уровень управления. Модельные FM-системы. На этом уровне осуществляется выбор способа достижения поставленной цели.
I. Низший уровень управления. FA-Системы с адаптацией и простые F-системы. Уровень выбора реализации выбранного способа достижения поставленной цели.
| Цитата: |
В современных человеко-машинных системах управления аппаратно-алгоритмически поддерживается главным образом нижний уровень. Проблемы этого уровня хорошо разрешаются с помощью алгоритмов традиционной структуры, хотя применение интеллектуальных компонент управления возможно и целесообразно даже на нижнем уровне управления. Проблемы среднего и особенно верхнего уровней уже выходят за пределы традиционных структур; по своей природе они ближе к тем интеллектуальным задачам, которые для своего решения требуют привлечения методов искусственного интеллекта...
|
|
|
| Вернуться к началу |
|
 |
Mike Новый посетитель

Зарегистрирован: 08 Дек 2005 Сообщения: 5 Откуда: СПб
|
Добавлено: Пт Дек 09, 2005 11:24 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Oleg Agapkin
>Более того примеров-то много. У NASA есть опытные образцы >беспилотных ЛА, управляемых НС.
Это моя тема
>Безусловно, человек это делает намного лучше, но, по крайней >мере, на уровне
>автопилота НС уже сейчас могут работать прекрасно.
Есть большие сомнения
На самом деле применение НС для управления ЛА не столь успешное - ИМХО. Темой беспилотной авиации на западе сейчас очень много кто занимается.
Из того, что известно и доступно - ряд работ на эту тему в ряде университетов США, Европы, Австралии, Азии. Кое-кто применяет, или пытается применить нейросетевые подходы. В частности американцы на предмет нейросетевого управления балуются с ДПЛА-вертолетами RMAX и их разновидностями. Кое-что известно о том, что по этой теме делают крупные авиастроительные корпорации - из небольшого кол-ва открытых работ.
Насчет зарубежных БЛА военного назначения информации крайне мало, почти нет кроме общей воды.
Но пока я не вижу больших успехов в применении НС для управления БЛА
Я скорее пропагандирую традиционные подходы, точнее не очень пока что традиционные - адаптивные САУ (но не на основе НС, другие подходы).
Сейчас мы постепенно подходим к моменту, когда адаптивные САУ постепенно будут заменять
традиционные. Тем более это диктует бурное развитие автономных подвижных объектов и прогресс вычислительной техники.
Один из перспективных подходов к построению адаптивных САУ является подход, основанный на параметрической (или структурно-параметрической) идентификации (параметры в процессе полета изменяются и их надо отслеживать, либо они априори неизвестны) матмодели подвижного объекта и последующей корректировки параметров регулятора САУ на основе полученной от идентификатора
информации об оценках параметров матмодели движения объекта. Плюс адаптивная фильтрация вектора состояния подвижного объекта, адаптивная, поскольку у нас нет априори инфы о статистических характеристиках внешних случайных воздействий на объект и шумов датчиков.
Итого при адаптивном управлении подвижным объектом возникает три основных задачи - оценка параметров матмодели, адаптивная фильтрация, формирование параметров регулятора в целях оптимизации управления - и все это в реалтайме. (из приведенной Вами структуры - это нижний первый и частично второй уровень)
Я не являюсь спецом в НС (поскольку применяю другие методы и алгоритмы), что для решения этих 3-х задач НС не годятся.
Тут скорее уместны другие подходы и можно подробно их тут рассмотреть
>И самое интересное, что все большее количество этих работ идет от >коллективов,
>близких к NASA, Airbus, Боингу, МакДоннел-Дуглас ....
Мое мнение, что далеко не все у них там безоблачно - как в плане НС так и других адаптивных подходов.
Насчет приведенной ссылки - интересно, значит и в ГОСНИИАС об этом задумываются. Хотя пока практических результатов нет
На западе такие системы интеллектуального управления носят название reconfigurable control, имеющие несколько иерархических уровней - в Вашей цитате они в принципе указаны.
Высший 3-и уровень - это элементы ИИ. Анализ инфы: о состоянии аппарата - от систем диагностики, целевой нагрузки - датчиков (РЛС, ТВ-камера и тд), внешних информационных источников об обстановке (тактической, оперативной и тд), команды от оператора на наземном пункте управления. Самостоятельное изменение/корректировка полетного задания и маршрута полета
Второй уровень - я бы трактовал как выработка матмоделей конкретных режимов полета, программная корректировка контуров управления, выработка программы управления - задающих управляющих воздействий, траекторное управление. Сюда же я бы отнес диагностику, параметрическую идентификацию.
Тут тоже элементы ИИ
Первый уровень - непосредственное управление ЛА, отработка программных задающих воздействий (стабилизация),
выработка управляющих воздействий - каналы САУ, управляющие угловым положением ЛА, скоростями, угловыми скоростями, ускорениями и тд
Этот низший уровень - то, что имеется в каждом, или почти каждом самолете. Только акцент будет на адаптивном управлении
В общем для их структуры такая трактовка возможна
Считаю, что НС могут реально пригодиться в системах диагностики состояния объекта, но не для управления |
|
| Вернуться к началу |
|
 |
Mike Новый посетитель

Зарегистрирован: 08 Дек 2005 Сообщения: 5 Откуда: СПб
|
Добавлено: Пт Дек 09, 2005 11:30 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Eugeen
Мне не очень ясна задача для Вашей темы (я немного другими объектами занимаюсь), как объект управления аппроксимируется и что является задачей управления.
Но теория автоматического регулирования одними ПИД-регуляторами конечно же не ограничивается. Существует великое множество разных подходов, которые могут быть применены и к Вашей задаче
Но лучше конечно не искать сложных подходов, стараться решать задачу проще. Со сложными алгоритмами замаяться можно
>Похоже, это вполне под силу НС с их способностью к обучению и >обобщению.
Не отрицаю этого
>А летательные аппараты пока подождут.
Прогресс ждать не может. Запад идет семимильными шагами, мы тоже не можем отставать
>Возможность распознания скрытых дефектов тоже под силу НС.
>Данных, которые регистрирует современная АСУ ТП, с лихвой
> хватит на обучение огромного числа специализированных НС.
Кстати, для этой задачи как раз, возможно, НС может оказаться хорошим решением
Стоит попробовать |
|
| Вернуться к началу |
|
 |
Oleg Agapkin Администратор


Зарегистрирован: 10 Июн 2005 Сообщения: 112 Откуда: Москва
|
Добавлено: Пн Дек 12, 2005 1:35 pm Заголовок сообщения: |
|
|
2Mike
Я с НС работаю уже несколько лет, но до недавнего времени об АСУ знал только по публикациям, лично заниматься ими не приходилось. Сейчас же я в качестве хобби делаю первые шаги в этом направлении и поэтому интересны любые ссылки и информация по этой теме. Правда у меня применение совсем не авиационное, но сути, наверное, это не меняет. Я был бы благодарен, если бы Вы мне посказали где найти информацию на эту тему.
Причем интересуют именно иерархические системы (со структурой, озвученной выше и вами и мной), и скорее интересна информация о 2-ом и 3-ем уровнях в этой иерархии. С 1-ым уровнем все несколько понятнее.
| Цитата: |
Высший 3-и уровень - это элементы ИИ. Анализ инфы: о состоянии аппарата - от систем диагностики, целевой нагрузки - датчиков (РЛС, ТВ-камера и тд), внешних информационных источников об обстановке (тактической, оперативной и тд), команды от оператора на наземном пункте управления. Самостоятельное изменение/корректировка полетного задания и маршрута полета
Второй уровень - я бы трактовал как выработка матмоделей конкретных режимов полета, программная корректировка контуров управления, выработка программы управления - задающих управляющих воздействий, траекторное управление. Сюда же я бы отнес диагностику, параметрическую идентификацию. |
Заранее спасибо. |
|
| Вернуться к началу |
|
 |
Mike Новый посетитель

Зарегистрирован: 08 Дек 2005 Сообщения: 5 Откуда: СПб
|
Добавлено: Ср Дек 14, 2005 3:13 pm Заголовок сообщения: |
|
|
| Олег, на днях постараюсь Вам дать ссылки или выслать что у меня есть из статеек. |
|
| Вернуться к началу |
|
 |
Oleg Agapkin Администратор


Зарегистрирован: 10 Июн 2005 Сообщения: 112 Откуда: Москва
|
Добавлено: Ср Дек 14, 2005 3:23 pm Заголовок сообщения: |
|
|
| Mike писал(а): | | Олег, на днях постараюсь Вам дать ссылки или выслать что у меня есть из статеек. |
Спасибо, буду ждать |
|
| Вернуться к началу |
|
 |
Mike Новый посетитель

Зарегистрирован: 08 Дек 2005 Сообщения: 5 Откуда: СПб
|
|
| Вернуться к началу |
|
 |
Oleg Agapkin Администратор


Зарегистрирован: 10 Июн 2005 Сообщения: 112 Откуда: Москва
|
Добавлено: Чт Янв 05, 2006 3:41 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Mike,
спасибо за ссылки. Успел пока посмотреть поверхностно несколько статей с Barron Associates. Скачаю статьи, почитаю дома подробнее. Действительно, очень интересный сайт.
|
|
| Вернуться к началу |
|
 |
fornit Новый посетитель

Зарегистрирован: 19 Апр 2006 Сообщения: 1
|
Добавлено: Ср Апр 19, 2006 10:37 am Заголовок сообщения: |
|
|
| Mike адаптивные САУ непрямого действия рулят)! Олег Н. |
|
| Вернуться к началу |
|
 |
usdeur Новый посетитель

Зарегистрирован: 20 Апр 2006 Сообщения: 2
|
Добавлено: Ср Июл 26, 2006 12:52 pm Заголовок сообщения: |
|
|
| Oleg Agapkin писал(а): | 2Mike
Я с НС работаю уже несколько лет, но до недавнего времени об АСУ знал только по публикациям, лично заниматься ими не приходилось. Сейчас же я в качестве хобби делаю первые шаги в этом направлении и поэтому интересны любые ссылки и информация по этой теме. Правда у меня применение совсем не авиационное, но сути, наверное, это не меняет. Я был бы благодарен, если бы Вы мне посказали где найти информацию на эту тему.
Причем интересуют именно иерархические системы (со структурой, озвученной выше и вами и мной), и скорее интересна информация о 2-ом и 3-ем уровнях в этой иерархии. С 1-ым уровнем все несколько понятнее.
| Цитата: |
Высший 3-и уровень - это элементы ИИ. Анализ инфы: о состоянии аппарата - от систем диагностики, целевой нагрузки - датчиков (РЛС, ТВ-камера и тд), внешних информационных источников об обстановке (тактической, оперативной и тд), команды от оператора на наземном пункте управления. Самостоятельное изменение/корректировка полетного задания и маршрута полета
Второй уровень - я бы трактовал как выработка матмоделей конкретных режимов полета, программная корректировка контуров управления, выработка программы управления - задающих управляющих воздействий, траекторное управление. Сюда же я бы отнес диагностику, параметрическую идентификацию. |
Заранее спасибо. |
Всем привет!
Не знаю что и сказать и как сказать... Но просто считаю – обязан… - НАДО.
Дело в том, что свойство любой ОШИБКИ будь то NS или то что тут написано в ветке - обладает одной СУТЬЮ - субъективизм..
А про NASA, я бы сказал так, с одной стороны секретов их нам не дано знать. А с другой стороны и у них есть такие ляпсусы, что приходится диву даваться..
Например, я связываю гибель семерых астронавтов - ТОЛЬКО с тем, что они так и не хотят понять, что против температур на корпусе можно бороться не огнеупорностью, а простыми методами недопущения избытка температур... И ОКАЗЫВАЕТСЯ - такой РЕСУРС есть... Но вся беда, что даже после гибели астронавтов, они по прежнему НАКАПЛИВАЮТ ТЕМПИРАТУРУ на корпусе и это вместо того, что с таким явлением бороться. Возьмите, и проверти мои ДОЛОДЫ.
Я говорил и ещё раз заявляю - НЕЛЬЗЯ делать - САМЫЕ ОТВЕТСТВЕННЫЕ части ШАТЛ - чёрного цвета. Попытался это донести и до них... Но ответов нет . Зато ШАТЛ вновь летает с такого роду накоплениями температур...
Но ветка говорит не об этих вещах.
Поэтому меня прошу извинить. Однако пример показывает - СКОЛЬКО ещё субъективности нами всеми управляет.. - ЭТО УЖЕ ПО ТЕМЕ..
Мною замечено - научный мир слабо отличает РАЗЛИЧИЕ ОБЪЕКТА от СУБЪЕКТА... - Если надо продолжить - скажите - есть на этот счёт ОЧЕВИДНОСТИ, - которые просто перечёркивают все что тут интересного написано. _________________ Видимые панорамы островов - это не их СУТЬ. СУТЬ островов, объединена ЦЕЛЫМ в стихии океана. СУТЬ надо брать и ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ, а не анализировать.
только мал мой опыт в написании EXPERT |
|
| Вернуться к началу |
|
 |
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|